EKATERINA VASILEVA
"КООПЕРАЦИЯ" ВЫШЛА НА СЦЕНУ
В оба премьерных дня зал был переполнен. Для события, ориентированного на весьма узкую аудиторию ценителей современной академической музыки, это большой успех. Публику привлекла, скорее всего, сама идея: открыть дорогу молодым в оперный театр и найти новый подход к жанру оперы.
Сергей Уваров
И СТАЛИ ПИСАТЬ ОПЕРЫ-РЫ-РЫ-РЫ
Кульминации в первом отделении вечера эта традиционная оперность достигает в третьем мини-спектакле «Коллонтай» Эльмира Низамова (в отличие от названных выше москвичей, представителя казанской композиторской школы) и Евгения Казачкова, где выстраивается достаточно сложная волнообразная драматургия, отражающая многосоставный образ известной исторической героини. А после этого (на мой вкус, одного из самых композиторски состоятельных) опыта традиционализма — прыжок в противоположность, в атмосферу авангардного мистического саспенса в этюде INOE Натальи Прокопенко и Марии Зелинской, сталкивающем нарочито обыденную звуковую атмосферу аэропорта с сонористическими эффектами, рождающими предчувствие катастрофы. Вот, кстати, пример, сколь многое можно выразить самыми скромными средствами – минимумом точно подобранных звуков флейты, кларнета, скрипки, виолончели, рояля и перкуссии (именно такой микроансамбль под управлением композитора и дирижера Олега Пайбердина обеспечивал всю «космическую» широту тембровой палитры вечера).
Сергей Бирюков
ПРОЕКТ "КООПЕРАЦИЯ": ИТОГИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Большинство молодых композиторов ни в малейшей степени не ориентируется на оперный мейнстрим. Парадокс, однако, в том, что – при всей специфичности собравшейся аудитории, где почти не наблюдалось случайных людей – самый большой успех выпал все же на долю едва ли не единственного композитора, кто в этом самом мейнстриме хотя бы отчасти укоренен. Речь об Игоре Холопове (ученике Ефрема Подгайца), создавшем в содружестве с драматургом Марией Огневой оперу «Путешествие голубой стрелы». Нет, Холопов ничему не подражает, ни с чем не заигрывает, не занимается сознательным упрощенчеством. Но вместе с тем он как бы естественным образом продолжает оперную традицию, в хорошем смысле этого слова, включая, например, и умение использовать возможности голосов классических вокалистов.
Дмитрий Морозов
КОМПОЗИТОРОВ И ДРАМАТУРГОВ ОБЪЕДИНИЛА В "КООПЕРАЦИЮ"
Отбор участников великолепен, он отражает широкий спектр композиторских стилей, — поделился Владимир Тарнопольский с «Известиями». — Но все проекты опер, представленные на «Кооперации», объединяет одно: попытка найти поле пересечения между законами музыки и драматургии, обрести новый музыкально-театральный язык.
Сергей Уваров
В МОСКВЕ НАЧАЛА РАБОТУ ЛАБОРАТОРИЯ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ И ДРАМАТУРГОВ
Принципиально важно, что проект объединил композиторов и драматургов разных направлений, а также пригласил лекторов из разных стран. Интересны не только лекции, но и то, что происходит между: мы много говорим о музыкальном театре, новых темах, трендах и таком образом происходит очень полезный обмен идеями
Наталия Сурнина
ПО ЗЕЛЁНОЙ УЛИЦЕ
1 июня прошла официальная презентация первой лаборатории «КООРЕRAЦИЯ». Драматурги и композиторы, разбившиеся в ходе работы на восемь пар, за лето должны сочинить восемь мини-опер для солистов и камерного ансамбля. На презентации они познакомили собравшихся с идеями будущих произведений, а 11 и 12 октября предъявят плоды своего труда на Малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Елизавета Дюкина
ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ТЕАТРА АБСУРДА?
Режиссёрский подход на редкость точен в отражении и сюжета, и музыки. Театр абсурда и цирк – что, как оказалось, может быть ближе? Клоуны тоже в черно-белом и в гриме, и в гриме пугающем. Всё действие сопровождается постоянным изменением света. Светомузыка. Некоторые детали кислотно желто-зеленого цвета и светятся в изменяющихся цветах. И снова отсылки к мастерам начала 20 века. Как не вспомнить светомузыку Скрябина? Постановка в целом очень стилистически близка 20-м годам. Это и геометрическое решение декораций, и костюмы, и цветовая гамма.
Елена Вайнберг
coOPERAtion
(laboratory of young
composers and playwrights)
operas:
DEATH OF AUTHOR
Music - Andrey Besogonov
Libretto - Valery Pecheikin
DEFENCE
Music - Dmitry Suvorov
Libretto - Dana Sideros
KOLLONTAI
Music - Elmir Nizamov
Libretto - Eugeny Kazachkov
INOE
Music - Natalia Prokopenko
Libretto - Maria Zelinskaya
BLUE ARROW
Music - Igor Kholopov
Libretto - Maria Ogneva
APNOE
Music - Alina Podzorova
Libretto - Gulnara Sapargalieva
ELEMENTS
Music - Kirill Shirokov
Libretto - Natalia Borenko
AFTERMATH
Music - Ivan Abramov
Libretto - Artem Zolotarev
Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Music Theatre
Conductor - Oleg Paiberdin
Director - Ekaterina Vasileva
Set design, costumes - Sonya Kobozeva
Light design - Alexander Romanov
Choreografer - Yaroslav Frantsev
Media design - Asya Muchina
Consultant of advanced performance techniques - Natalia Pshenichnokova
Premiere date 11/10/2017